Учитель – профессия главная на земле.

Опубликовано admin в 06.10.2019

Профессий на земле много, едва ли возможно назвать и перечислить все. С представителями многих профессий мы сталкиваемся от случая к случаю, о других знаем только понаслышке. И лишь одна профессия есть на земле, без которой не могло и не может обойтись общество – это учитель.
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни Шекспира, ни Коперника,
Ни поэта, ни мыслителя.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Некоторые Америки,
Оставались неоткрытыми.
В. Тушнова

Накануне праздника в школьной библиотеке оформлена книжная выставка. На выставке представлены художественные произведения русских, советских авторов о школе, учениках и личности учителя. Учителя в этих книгах описываются разные, но единственное, что их объединяет – это любовь к ученикам, высокий ум и светлая душа.
1. Айтматов Ч. Первый учитель. – М.: Детская литература, 1962.
Учитель из аула Куркереу Дюйшен Таштанбеков. Живую легенду о таком человеке создал Чингиз Айтматов в повести «Первый учитель». Современной молодежи, трудно даже представить условия и обстоятельства, в которых пришлось работать Дюйшену, понять его титанический труд. Куркереу – аул небольшой. После революции большинство населения Киргизии жило именно в таких маленьких, глухих аулах. Для них советская власть еще не означала освобождения от вековых традиций, тьмы и отсталости. Учитель страстно берется за свое дело: чистит и ремонтирует под школу заброшенную байскую конюшню, помогает детям, кого на руках, кого на спине переносит в школу через обжигающий ноги ледяной ручей, мужественно защищает свою лучшую ученицу Алтынай.
Как и каждый учитель, Дюйшен видит способности детей, заботится об их будущем («Ручеек ты мой светлый, - сказал он, ласково гладя меня. – И способности у тебя хорошие… Эх, если бы я мог послать тебя в большой город! Каким бы ты человеком стала!).
Сам того не ведая, он совершил подвиг. Но подвиг Дюйшена не только в том, что он пробуждает в аульских детях жажду к знаниям, он влияет и на все взрослое население. Вначале он одинок, потом его поддерживают односельчане, в первую очередь, самый прямолинейный противник просвещения Сатымкуль: «Что уж там говорить, мы тоже кое-что понимать стали».

2. Распутин В. Уроки французского. – М.: Детская литература, 1987.
Герой произведения Валентина Распутина «Уроки французского» - одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учение, ему пришлось уехать в райцентр. В городе он часто голодал, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе все нужно покупать. Мальчик страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.
Учительница французского языка Лидия Михайловна - необыкновенно добрый и отзывчивый человек - всячески пыталась ему помогать. Она перепробовала все «честные» способы помочь своему ученику: и кормить хотела как бы невзначай, мол к обеду поспел, и посылку посылала, да не хочет «наш герой» получать помощь. Он считает это унизительным для себя, а вот зарабатывать не отказывается. И тогда учитель сознательно идет на «преступление» с точки зрения педагогики, играет с ним на деньги. «Ну и что? Учительница – так другой человек, что ли? – Иной раз полезно забыть, что ты учительница, - не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому». Лидия Михайловна точно знает, что мальчик обыграет ее, получит «свой заветный рубль, купит молоко», которое так необходимо ему.
Узнав о поступке учительницы, директор школы посчитал игру с учеником преступлением, но так и не разобрался по существу, что заставило её пойти на это. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с макаронами и даже с яблоками, которых мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна — добрый, бескорыстный и благородный человек. Даже лишившись работы, она ни в чём не винит мальчика и не забывает о нем.

3. Быков В. Обелиск. – М.: Детская литература, 1986.
Нельзя не отдать должное высокохудожественному образу настоящего педагога, созданному в «Обелиске» Василя Быкова. В своем произведении автор рассказывает о работе своего Алеся Ивановича Мороза в период Великой Отечественной войны.
Родом Мороз был с Могилевщины, уже пять лет работал учителем после окончания педтехникума. Как-то раз на Мороза была подана жалоба, что он не поддерживает дисциплины, как равный ведет себя с учениками, учит без необходимой строгости, не выполняет программы наркомата. На жалобу Алесь Иванович ответил следующее: «С программами в школе действительно не всё в порядке, успеваемость не блестящая. Ребята учились в польской школе, многие, особенно католики, плохо справляются с белорусской грамматикой, их начальные знания не соответствуют нашим программам. Но вовсе не это главное. Главное, чтобы ребята теперь поняли, что они – люди, не быдло, не какие-то там вахлаки, какими паны привыкли считать их отцов, а самые полноправные граждане…» Мороз хотел сделать из детей не отличников учебы, а прежде всего – людей.
Началась война. Сельцо заняли немцы. Но Алесь Иванович продолжал работать в школе. Однажды учеников А. Мороза арестовали. Немцы требовали учителя, иначе всех детей повесят. Мороз отправляется к немцам.
В.Быков считает, что Алесь Иванович совершил подвиг. И это подвиг очень скромный и незаметный – человек добровольно положил свою голову на плаху, чтобы доказать всем, что его воспитанники – это не просто его работа, а его судьба. Так мог поступить только настоящий человек. Именно таким и был учитель А.И.Мороз, учитель с большой буквы.

4. Алексин А. Безумная Евдокия.- М.,1985
В центре повествования – образ классной руководительницы 9 «Б» класса Евдокии Савельевны.
Евдокия Савельевна, обуянная идеей коллективизма, не выносила какого-либо проявления индивидуального, не похожего на других, характера. «В классе она прежде всего замечала незаметных и выделяла тех, кто ничем не выделялся» А девятиклассница Оля, талантливая, своенравная, с усмешкой относится ко многим коллективным мероприятиям «безумной Евдокии», к её вулканическому характеру, ко всякого рода встречам нынешних учеников Евдокии Савельевны с её бывшими учениками: «Их отрывает от дела. Нас отрывает». Родители Оли не поддерживали авторитет учительницы. В результате чего сами же и пострадали…
Профессия учителя очень почетная и действительно главная на земле, потому что от учителя зависит, каким вырастит подрастающее поколение.
Учителя - святые люди…
Что можно здесь еще сказать?
Не в каждом столь терпенья будет,
Чтоб детям знанья передать.